Сцепление (муфта) трактора Т-150 — регулировка, ремонт

Март 7, 2017 Трансмиссия

Сцепление трактора Т-150 и Т-150К — постоянно замкнутого типа, двухдисковое, сухого трения, оснащенное демпферами (гасителями) колебаний крутящего момента силового агрегата.

Основное отличие сцепления трактора Т-150К от Т-150 заключается в форме корпуса, наличием проставочного корпуса, соединяющий корпус коробки передач с корпусом муфты, а также длиной ведомого вала. Корпус муфты сцепления трактора Т-150 соединен с корпусом коробки передач. Сцепление установлено на маховике двигателя и состоит из промежуточного, нажимного, механизма выключения и двух ведомых дисков. Ведомые диски оснащены гасителями колебаний крутящего момента двигателя, закрытые защитными кожухами, с пружинными демпферами фрикционного типа.

Для того, чтобы шестерни вводились в зацепление безударно (удвоителя Т-150 и раздаточной коробки Т-150К) присутствует специальный тормозок колодочного типа, предназначенный для притормаживания ведомых деталей муфты сцепления и соединенные с ними компоненты коробки передач во время выключения муфты.

При нажатии на педаль сцепления, валик выключения вилкой передвигает стакан выключения воздействующий на отжимные рычаги, при этом отводя нажимной диск выключает муфту сцепления. В это же время тормозок прижимается к валу и притормаживает его.

Для того, чтобы снизить усилие, которое необходимо для выключения сцепления, на тракторе Т-150К используется пневматический сервомеханизм, а на тракторе Т-150 — механический.

Муфта сцепления трактора Т-150 (схема): 1 — маховик; 2 — промежуточный диск; 3 — ведомые диски; 4 — отжимная пружина; 5 — нажимной диск; 6 — кожух; 7 — отжимной рычаг; 8 — вилка; 9 — болт стопорной пружины; 10 — стопорная пружина; 11 — регулировочная гайка; 12 — отжимная пружина рычага; 13 — кольцо; 14 — упор выжимного рычага; 15 — корпус подшипника; 16 — стакан выжимного подшипника; 17 — вал муфты сцепления; 18 — проставочный корпус; 19 — тормозная колодка; 20 — муфта серьги; 21 — валик выключения; 22 — вилка выключения; 23 — подшипник механизма выключения; 24 — нажимная пружина.

Сервомеханизм трактора Т-150 включает в свое устройство двуплечий рычаг, педали, серьги, тяги, тяги кронштейна и пружины, пружины. При включенном сцеплении, пружина сервомеханизма влияя серьгой на короткое плечо двуплечего рычага, держит педаль в крайнем заднем положении. Если нажать на педаль, то пружина сервомеханизма растягивается настолько, пока короткое плечо двуплечего рычага не минует мертвую точку. Далее, она сжимается, поворачивает двуплечий рычаг вперед и помогает выключить сцепление.

Привод выключения муфты сцепления трактора Т-150: 1 — педаль; 2 — рычаг педали двуплечий; 3 — серьга сервомеханизма; 4 — тяга сервомехаизма; 5 — пружина сервомехаизма; 6 — соединительная тяга; 7 — кронштейн; 8 — корпус выжимного подщипника; 9 — регулировочная гайка; 10 — стопорная пружина; 11 — болт стопорной пружины; 12 — вилка; 13 — кольцо отжимных рычагов; 14 — упор выжимного подшипника; 14 — рычаг.

Привод выключения сцепления колесного трактора Т-150К: 1 — педаль; 2 — рычаг; 3 — тяга рычага; 4 — следящее устройство; 5 — шланг отводящий; 6 — корпус выжимного подшипника; 7 — регулировочная гайка; 8 — стопорная пружина; 9 -болт стопорной пружины; 10 — вилка; 11 — упор выжимного подшипника; 12 — кольцо отжимных рычагов; 13 — рычаг; 14 — шланг подводящий.

Устройство пневматического сервомеханизма трактора Т-150К состоит из тяги, педали с рычагом, пневматической камеры и следящего устройства. Корпус следящего устройства соединяется с тягой, а плунжер при помощи вилки соединен с правым рычагом валика выключения. Пневмокамера установлена на корпусе сцепления, а ее шток соединен с левым рычажком валика выключения муфты. Следящее устройство соединено при помощи трубопроводов с пневматической камерой и пневмосистемой трактора.

Следящее устройство: 1 — клапан; 2 — манжета; 3 — сальник; 4 — регулировочная гайка; 5 — вилка; 6 — корпус; 7 — плунжер; 8 — сетчатый фильтр; 9 — пружина; 10 — пружина клапана; 11 — переходная гайка.

При отжатой педали сцепления плунжер следящего устройства, смещаясь в осевом направлении, открывает клапан и сжатый воздух поступает в пневматическую камеру из пневмосистемы трактора. Шток пневмокамеры передвигается и поворачивает валик, выключая при этом муфту сцепления. Как только педаль возвращается в исходное положение, плунжер отходит от клапана и клапан возвращается на свое место, отсоединяя пневмосистему трактора от пневмокамеры. Воздух из пневмокамеры удаляется в атмосферу.

Техническое обслуживание сцепления трактора Т-150 и Т-150К

Для технического обслуживания необходимо постоянно смазывать подшипники механизма выключения и вала сцепления при помощи масленок размещенных на маховике двигателя и на корпусе подшипника, предварительно демонтировав крышки люков на картере маховика и корпусе сцепления.

Для стабильного функционирования муфты сцепления между упорным кольцом отжимных рычагов и упором выжимного подшипника при включенном сцеплении зазор должен составлять 3,5-4 мм. Свободный ход педали должен быть равным 30-40 мм. При износе трущихся поверхностей свободный ход педали и зазор уменьшаются.

Почему на тракторе Т-150 ведет сцепление

При отсутствии зазора между упором выжимного подшипника и упорным кольцом отжимных рычагов может появиться пробуксовка сцепления, при этом выходят из строя упорное кольцо отжимных рычагов, фрикционные накладки ведомых дисков, выжимной подшипник и сцепление отказывает в работе. При большом свободном ходе педали сцепления оно выключается не полностью — это можно выявить по характерному шуму шестерен в коробке передач при трогании трактора с места и переключении рядов.

Регулировка и ремонт сцепления трактора Т-150 (К)

Для того, чтобы восстановить зазор между упорным кольцом отжимных рычагов и упором выжимного подшипника предусмотрено два вида регулировки:

1. Регулировка путем изменения длины тяги педали (наружная).
2. Восстановление исходного положения отжимных рычагов (внутренняя).

Как отрегулировать зазор путем изменения длины тяги педали:

1. Ослабьте контргайки тяги педали и вкрутите тягу для того, чтобы увеличить зазор или выкрутите для его уменьшения.
2. Затяните контргайки и проверьте зазор.

Регулировка тормозка: 1 — ключ; 2 — гайка регулировочная; 3 — колодка тормозка.

При серьезном износе фрикционных накладок ведомого диска и многократных регулировок сцепления — корпус выжимного подшипник упирается в торец стакана. Для того, чтобы установить зазор 3,5-4 мм между кольцом отжимных рычагов и упором выжимного подшипника, необходимо восстановить исходное положение отжимных рычагов, для этого следует:

— снимите крышку люка корпуса сцепления;
— проверните коленчатый вал двигателя и ослабьте болты крепления стопорных пружин отжимных рычагов и открутите все регулировочные — — гайки отжимного рычага на ½ оборота;
— установите зазор 3,5-4 мм, меняя длину тяги педали;
— проверьте равномерность зазора и одновременность соединения отжимных рычагов упорного кольца при выключенном сцеплении;
— как только зазор установлен — застопорите регулировочные гайки отжимных рычагов при помощи стопорных пружин и закрутите болты крепления пружин;
— проверьте ход корпуса выжимного подшипника, который должен составлять 21-22 мм при полном выключенном сцеплении (ход педали 150-160 мм).

Во время регулировки сцепления необходимо также проверить и если это понадобится — отрегулировать тормозок. Для того, чтобы корректно установить зазор между колодкой и тормозным шкивом вала сцепления, следует:

— полностью выключите сцепление;
— при помощи гайки серьги тормозка отрегулируйте зазор, который должен составлять 3-4 мм между торцом гайик и торцом тормозной колодки.

Работа привода сцепления на тракторе Т-150К проверяется при давлении воздуха в пневмосистеме трактора не менее 5 кгс/см². Во время работающего двигателя запрещается держать ногу на педали сцепления — это может привести к быстрому выходу из строя ее деталей. Так как двигатель и сцепление балансируется в сборе, после разборки сцепления нажимной диск с кожухом следует установить по меткам «1» и «2» на маховике и кожухе муфты.

Метки: , , , ,

Комментарии (1)

 

  1. Валентин:

    Спасибо за информативную статью.. Будем теперь разбираться с ремонтом!

Добавить комментарий