Коробка передач (КПП) трактора Т-150 и Т-150К (схема, устройство)

Март 11, 2017 Трансмиссия

На трактор Т-150 устанавливается механическая коробка передач, с персональными гидроподжимными муфтами и шестернями постоянного зацепления, обеспечивающая восемь скоростных режимов для движения трактора вперед, четыре режима для движения задним ходом, а также четыре пониженных передачи. Все данные группы рабочих передач переключаются без остановки трактора.

При помощи двух выходных валов оснащенные тормозами ленточного типа и гидроподжимными муфтами, кпп позволяет осуществлять поворот трактора.

Задний картер, приклепленный к задней стенке корпуса коробки передач, содержит приводы к насосами гидравлики кпп и задней навески, а также механизм предназначенный для отключения от двигателя независимого привода вала отбора мощности.

Коробка передач трактора Т-150

Коробка передач трактора Т-150

Схема коробки передач гусеничного трактора Т-150: 1 — промежуточный вал; 2 — шестерня постоянного зацепления четвертой передачи; 3 — шестерня постоянного зацепления первой передачи; 4 — зубчатая втулка; 5 — первичный вал; 6 — ведущая шестерня рабочего ряда; 7 — зубчатая муфта; 8 — блок шестерен удвоителя; 9 — шестерни привода вала заднего хода; 10 — корпус коробки передач; 11 — шестерня постоянного зацепления третьей передачи; 12 — шестерня постоянного зацепления второй передачи; 13 — вторичный вал; 14 — шестеренчатый двухсекционный насос; 15 — шестерня третьей передачи; 16 — задняя гидроподжимная муфта; 17 — шестерня второй передачи; 18 — шестерня первой передачи; 19 — передняя гидроподжимная муфта; 20 — шестерня четвертой передачи; 21 — гайка; 22 — золотник распределителя; 23 — распределитель.

Перепускные клапаны гидравлики и распределители с механизмом переключения гидроподжимных муфт установлены на передней стенки корпуса коробки передач. Нижняя часть корпуса закрыта гидропанелью, объединяющая нагнетательные и заборный фильтры, гидроаккумулятор, крышки каналов и клапаны плавного сброса давления в соответствии со схемой гидравлики трактора. На гидропанели с двух сторон находятся валики управления клапанами плавного сброса давления гидроподжимных муфт.

На крышках заднего картера и корпуса кпп т-150 размещены механизмы включения гидронасоса, переключения рядов и наладки включения вала отбора мощности.

На первичном валу размещены: на подшипниках — блок шестерен ходоуменьшителя и ускоренного рабочего ряда, на втулке — ведущая шестерня рабочего ряда, на шлицах неподвижно — зубчатая втулка рядов и шестерня привода вала заднего хода. На шлицах промежуточного вала размещены шестерни находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями включения рядов от первичного вала и с шестернями вторичных валов.

В коробке передач находятся два вторичных вала. Комплектность левого и правого валов одинаковая. Оба состоят из вала, четырех шестерен (установлены на подшипниках) и четырех попарно объединенных в двух барабанах гидроподжимных муфт. На задних хвостовиках вторичных валов установлены ступицы, к которым присоединены ведущие вилки карданных передач и тормозные барабаны. На шлицы вала заднего хода неподвижно установлена шестерня постоянного зацепления привода от первичного вала и подвижный блок включения ходоуменьшителя и заднего хода.

Схема переключения передач (рабочих диапазонов) трактора Т-150

Схема переключения передач т 150Схема переключения рядов раздаточной коробки и ходоуменьшителя трактора Т-150КСхема переключения рядов раздаточной коробки и ходоуменьшителя трактора Т-150К

Принцип работы коробки передач трактора Т-150

Вращение от силового агрегата при помощи муфты сцепления и первичный вал передается на промежуточный вал. Ряд ускоренных и рабочих передач включается муфтой по первичному валу, ряд ходоуменьшителя — путем введения в зацепление подвижной шестерни вала заднего хода с блок, установленным на подшипниках на первичном валу, и ряд скоростей заднего хода — путем зацепления венца подвижного блока вала заднего хода с передней шестерней промежуточного вала.

Через промежуточный вал, шестерни которого постоянно находятся в зацеплении с шестернями вторичных валов, во время включения сопутствующих гидромуфт передается вращение на вторичные валы. Благодаря наличию четырех гидромуфт на каждом вторичном валу и, соответственно, четырех пар шестерен имеется возможность получения четырех передач в каждом из режимов вращения промежуточного вала.

При включении одноименных муфт на обоих вторичных валах трактор совершает прямолинейное движение. При включении муфт различных передач на вторичных валах осуществляется поворот с определенным радиусом, значение которого напрямую зависит от сочетания передач, включенных на левом и правом вторичных валах. Это осуществляется путем изменения положения рычагов на распределителе гидросистемы при воздействии на рычаги, расположенные в кабине над рулем трактора. При выключенное гидроподжимной муфте на одном вторичном валу, осуществляется поворот с не фиксированным радиусом. Если в этот момент включить тормоз выключаемого борта, то произойдет поворот, радиус которого будет равен поперечной базе трактора.

Плавное выключение гидроподжимной муфты с осуществлением необходимой величины пробуксовки происходит благодаря воздействию на клапан плавного выключения соответствующего борта.

Шестерни и валы коробки передач трактора Т-150 смазываются путем разбрызгивания очищенного масла, подаваемое из бака гидравлики посредством трубки с отверстиями, находящейся в верхней части КПП.

Вторичный вал оснащен пятью продольными отверстиями: один центральный канал для подвода масла на смазку и четыре отверстия для подачи масла от распределителя к бустерам гидроподжимных муфт. На передней части вала имеется десять кольцевых канавок оснащенных чугунными кольцами, создающие уплотнение при подводе масла под давлением к гидромуфтам от распределителя.

Гидроподжимные муфты собраны попарно в барабанах, размещенных на шлицах вторичного вала. На каждом барабане с двух сторон имеются кольцевые полости, в которых смонтированы подвижные поршни. Сопряжение барабан — поршень уплотняется внутренним резиновым кольцом и наружным чугунным разрезным кольцом. На внешней поверхности барабана имеются пазы, в которых установлены стальные ведомые диски оснащенные наружными шлицами. В промежутках между ведомыми дисками размещены ведущие диски с внутренними шлицами и металлокерамическими накладками. Они сопряжены с зубчатыми венцами шестерен, размещенных на подшипниках вторичных валов. Комплект ведомых и ведущих дисков заблокирован упорным диском и стопорным кольцом.

Включение муфты осуществляется при давлении масла, подающееся под поршень по радиальным и продольным сверлениям вторичного вала от распределителя. При передвижении поршня по расточкам барабана, сжимается пакет дисков. Выключение муфты осуществляется путем поворота золотника в положение, при котором пространство под поршнем сообщается со сливом. Поршень возвращается в исходное положение под влиянием цилиндрических пружин. Гидроподжимные муфты переключаются при помощи распределителя кранового типа.

Коробка передач трактора Т-150К (колесный)

КПП трактора Т-150К — четырехскоростная, механическая, оснащенная персональными гидроподжимными муфтами и шестернями с постоянным зацеплением. Вместе с двухскоростным редуктором раздаточной коробки обеспечиваются восемь скоростей для движения трактора вперед и четыре для движения задним ходом. Использование ходоуменьшителя дает дополнительно восемь пониженных скоростей для работы с различными сельскохозяйственными машинами. Переключение передач на ходу без остановки трактора осуществляется благодаря персональным гидроподжимным муфтам в сочетании с перебросными клапанами гидросистемы коробки передач и аккумулятором.

Коробка передач состоит из двух валов, на первичном валу из которых размещено на шлицах четыре шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями вторичного вала. На вторичном валу размещаются четыре шестерни и четыре попарно объединенных гидроподжимных муфт. Комплектность вторичных валов коробок передач тракторов Т-150 и Т-150К отличается между собой лишь шестернями по количеству зубьев. Поэтому обслуживание, ремонт и сборка, а также принцип их работы одинаковый.

коробка трактора т 150Схема коробки передач колесного трактора Т-150: 1 — подвижная шестерня включения переднего моста; 2 — вал приводя переднего моста; 3 — вал редуктора I диапазона; 4 — гидроподжимная муфта задняя; 5 — гидроподжимная муфта передняя; 6 — вторичный вал; 7 — распределитель гидросистемы КП; 8 — вал привода ВОМ; 9 — первичный вал КП; 10 — ведущая шестерня IV передачи; 11 — ведущая шестерня 1 передачи; 12 — ведущая шестерня II передачи; 13 — ведущая шестерня III передачи; 14 — рычаг переключения диапазонов; 15 — подвижная шестерня включения заднего хода; 16 — валик включения заднего хода; 17 — механизм блокировки переключения диапазонов; 18 — рычаг включения переднего моста; 19 — рычаг включения привода ВОМ; 20 — шестерня привода насосов и включения ВОМ; 21 — ведущая шестерня III диапазона; 22 — ведущая шестерня I I диапазона; 23 — первичный вал раздаточной коробки; 24 — зубчатая муфта переключения диапазонов; 25 — вал привода заднего моста.

Рычаг управления коробкой передач находится на рулевой колонке. Передачи переключаются путем поворота рычага и посредством тяги осуществляется поворот валика распределителя.

На верхней части поверхности корпуса коробки передач размещены верхняя крышка оснащенная перепускным распределителем и фильтром нагнетания гидросистемы кпп трактора Т-150К; крышка отсека ходоуменьшителя с колонкой и рычагом, предназначенный для переключения рядов ходоуменьшителя и заднего хода.

В задней части корпуса находятся шестерня заднего хода и ходоуменьшитель. Шестерня включения ходоуменьшителя и задняя шестерня размещены на заднем конце вторичного вала коробки передач. Когда шестерня ходоуменьшителя находится в выключенном состоянии, то она соединяет первичный вал раздаточной коробки и вторичный вал коробки передач. Как только включается ходоуменьшитель — шестерня разъединяет данные валы и входит в зацепление с малой шестерней ходоуменьшителя.

Шестерня заднего хода установлена на валу и размещается в верхней части отсека ходоуменьшителя, которая при передвижении вперед зацепляется с ведомой шестерней ходоуменьшителя, включая при этом передачу заднего хода трактора Т-150К.

К задней стенке КПП прифланцована трехвальная раздаточная коробка передач, ведущие шестерни которой находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями, размещенные на шлицах вала привода заднего моста. При помощи зубчатой муфты осуществляется включение и переключение рядов, которая в свою очередь управляется рычагом колонки. Валики переключения заднего хода и рядов ходоуменьшителя в рабочих и нейтральном положениях удерживаются фиксаторами, связанные с механизмом блокировки, не допускающий переключения до полного выключения сцепления.

Привод к переднему мосту включается и выключается при помощи подвижной шестерней, размещенной на валу привода переднего моста.

В верхней части раздатки трактора Т-150 находятся приводы заднего навесного устройства, рулевого управления и насосов гидросистем коробки, а также устройство включения вала отбора мощности. Насос гидросистемы коробки передач размещен на нижней крышки раздатки и оснащен приводом от вала привода насоса задней навески посредством пары конических шестерен.

Подвижная шестерня может занимать три положения:

  1. нейтральное, в котором она внутренними зубьями соединяется с торсионным валом, принимающий вращение от двигателя, и насосы получают привод от двигателя, а вал отбора мощности отключен;

  2. крайнее заднее положение, в котором шестерня внутренними зубьями связывается с торсионным валом привода вала отбора мощности, насосы имеют привод от двигателя и вал отбора мощности включен;

  3. крайнее переднее положение, при котором внутренние зубья шестерни отсоединены от торсионного вала, а ее кулачки соединяются с кулачками вала привода заднего хода, а насосы получают привод от колес, ВОМ — выключен.

Управление шестерней осуществляется при помощи рычага, установленным на верхней крышки раздаточной коробки.

Метки: , , ,

Добавить комментарий