Форсунка двигателя ЯМЗ-236: устройство и регулировка

Апрель 6, 2017 Статьи

Для впрыска топлива в мелкораспыленном состоянии в камеру сгорания двигателя ЯМЗ-236 применяется форсунка закрытого типа, с гидравлически управляемой иглой и многодырчатым распылителем. Форсунки находятся в головке цилиндров в латунных стаканах между клапанами напротив каждого цилиндра и зафиксированы скобой. Распылитель форсунки входит в камеру сгорания двигателя.

Устройство форсунки ЯМЗ 236

Форсунка состоит из следующих основных деталей: регулировочный винт и пружина (установлены в корпусе форсунки), распылитель с иглой. К нижней торцевой части корпуса форсунки при помощи гайки присоединен корпус распылителя, внутри которого размещается запорная игла. Уплотнение между торцами корпусов форсунки и распылителя осуществляется путем качественной обработки данных поверхностей с дальнейшей их притиркой без дополнительных уплотняющих компонентов.

Давление форсунок ямз 236

Давление форсунок в отрегулированном двигателе на момент подъема иглы составляет 165+5 кГ/см². Данное давление в процессе эксплуатации проверяют на специальном стенде и при необходимости восстанавливается путем изменения степени затяжки пружин при помощи регулировочного винта.

Форсунка ЯМЗ-236

Форсунка ЯМЗ-236: 1 — распылитель; 2 — сопловое отверстие распылителя; 3 — игла распылителя; 4 — гайка корпуса распылителя; 5 — наклонный канал; 6 — кольцевая канавка; 7 — корпус форсунки; 8 — штанга; 9 — тарелка пружины; 10 — пружина; 11 — уплотнительная шайба; 12 — регулировочный винт; 13 — гайка пружины; 14 — колпак; 15 — контргайка; 16 — втулка; 17 — обойма; 18 — сетчатый фильтр; 19 — штуцер; 20 — уплотнение штуцера; 21 — штифт; 22 — фигурная камера распылителя.

Распылитель и игла

Распылитель с иглой образуют пару, которая во время работы при высоких температурах должна обеспечить необходимое качество подачи топлива и одновременно отличную плотность соединений, необходимую для стабильной работы форсунки.

Игла и распылитель изготавливаются из легированных сталей с дальнейшей термообработкой, для достижения высокой твердости поверхности. Помимо этого, во время механической обработки данных деталей применяют специальные доводочные мероприятия для достижения высокой точности, геометрической корректности и отличного качества отделки рабочих поверхностей деталей. Распылитель с иглой подбирают парами и в процессе эксплуатации их раскомплектование не допускается.

В нижней части корпуса распылителя находятся четыре сопловых отверстия диаметром 0,32 мм, при помощи которых осуществляется впрыск топлива в камеру сгорания. Внутреннее отверстие корпуса распылителя в нижней части образует конус, служащий седлом под уплотнительный конус иглы. Фигурная камера распылителя соединяется тремя наклонными каналами с кольцевой канавкой в верхней части торца корпуса распылителя. Распылитель фиксируется двумя штифтами относительно корпуса форсунки.

В верхнюю часть корпуса форсунки вкручена гайка, на которую накручен колпак с уплотняющей шайбой. Снизу в гайку вкручен регулировочный винт, упирающийся заплечиками в пружину. Другой конец пружины давит на штангу через тарелку, закрывающая нижним концом с шариком входное отверстие. При помощи винта, фиксируемого контргайкой, регулируется усилие предварительной затяжки пружины.

При помощи ввернутого в боковую часть корпуса штуцера осуществляется подвод топлива к форсунке. На конце штуцера находится сетчатый фильтр служащий для последней очистки топлива перед тем, как оно поступит к игле. Для герметизации пространства головки цилиндров в том месте, где штуцер прикрыт крышкой головки применяется резиновое уплотнение. Для предотвращения прорыва газов под торец гайки распылителя установлена медная гофрированная шайба.

Как работает форсунка двигателя ЯМЗ 236

Топливо из ТНВД по трубопроводу поступает к штуцеру форсунки и, минуя сетчатый фильтр очистки, подается по вертикальному каналу в корпусе форсунки в кольцевую канавку. Далее, из кольцевой канавки по трем наклонными каналам топливо подается в камеру. По мере перемещения плунжера насоса вверх (нагнетание) давление в камере увеличивается и передается на коническую поверхность иглы. Под действием давления топлива, игла стремится подняться вверх. Это действие предотвращает пружина, прижимающая через штангу иглу к гнезду, блокируя тем самым подачу топлива к сопловым отверстиям.

В момент, когда пружина не сможет сдерживать давление в камере, игла поднимется вверх и откроет сопловые отверстия распылителя, через которые осуществится впрыск топлива. Когда в ТНВД произойдет отсечка подачи топлива и давление в трубопроводе станет ниже давления пружины, игла под влиянием пружины вновь опустится вниз в гнездо, тем самым ограничивая подачу топлива в цилиндр двигателя.

Во избежание подтекания топлива в цилиндр двигателя в конце момента впрыска необходимо обеспечить резкую посадку иглы в гнездо. Это осуществляется путем быстрого снижения давления в трубопроводе и в полости камеры при помощи разгрузочного пояска в нагнетательном клапане насоса высокого давления.

Регулировка форсунок ямз 236

Через каждые ТО-2 рекомендуется снимать с двигателя форсунки и проверять их на герметичность сопловых сопряжений, качество распыления топлива и давление начала подъема иглы. Лучше всего данные мероприятия следует выполнять на специальном стенде КП-1609А.

Стенд для проверки и регулировки форсунок КП-1609А

Стенд для проверки и регулировки форсунок КП-1609А: 1 — рычаг; 2 — корпус прибора; 3 — гайка корпуса; 4 — кран отключения манометра; 5 — корпус распределителя; 6 — манометр; 7 — бачок; 8 — маховик крепления форсунки; 9 — испытываемая форсунка; 10 — защитный колпачок; 11 — лоток прибора.

Герметичность сопряжений форсунки проверяется данным образом:

  1. Медленно заверните регулировочный винт проверяемой форсунки, тем самым создавая возможность при помощи рычага прибора увеличить давление топлива до 300 кГ/см².
  2. При снижении давления до 280 кГ/см² включите секундомер, а при достижении давления 230 кГ/см² — выключите его. Время снижения давления от 280 до 230 кГ/см² должно составлять менее 8 секунд. Температура топлива должна быть 20±2ºC.

Если давление падает слишком быстро, то это указывает на нарушение герметичности сопряжений форсунки. Если заметно увлажнение носика распылителя, то необходимо притереть запорную часть иглы. Если топливо просачивается из-под гайки пружины форсунки — замените распылитель.

Также к нарушению герметичности приводят повреждение торца корпуса форсунки, резьбового соединения гайки и корпуса, торца распылителя.

Давление форсунки ямз 236 в момент начала подъема иглы должно составлять 165+5 кГ/см². Для того, чтобы отрегулировать форсунки на требуемое давление, выполните следующие действия:

  1. Отверните и снимите колпак форсунки;
  2. Отпустите контргайку регулировочного винта;
  3. При помощи рычага прибора медленно увеличьте давление топлива в полости форсунки и, контролируя показания манометра, определите давление начала подъема иглы, при котором осуществляется впрыск топлива;
  4. Установите необходимое давление начала подъема иглы при помощи регулировочного винта. При вкручивании винта давление увеличивается, а при выкручивании — снижается.
  5. Закрутите контргайку регулировочного винта и вновь проверьте давление начала подъема иглы.

Качество распыления топлива форсункой проверяется на этом же стенде при полностью закрученном кране отключения манометра и при передвижении рычага прибора в темпе около 70-80 ходов в минуту.

Качество распыления топлива считается удовлетворительным, если топливо осуществляет впрыск в атмосферу в виде тумана и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи и по каждому отверстию распылителя. Момент начала и конца впрыска топлива должен быть четким. При впрыске топлива новой форсункой слышен характерный резкий звук, отсутствие которого при проверке старых форсунок не считается критерием качества.

Метки: , , ,

Добавить комментарий