Топливный насос дозатор трактора Т-150 (ТНВД)

Октябрь 15, 2017 Система питания

Топливный насос-дозатор трактора Т-150 (ТНВД)

На ранние модификации трактора Т-150 устанавливался топливный насос-дозатор высокого давления (ТНВД) марки НД-22/6Б4, распределительного типа с возможностью изменения конца подачи топлива и оснащенный поршневым подкачивающим насосом, насосом ручной подкачки, а также механическим всережимным регулятором. Кроме того, насос оснащен автоматической муфтой, служащая для изменения угла опережения впрыска топлива.

Основное назначение насоса — это короткий впрыск топлива, стабилизация крутящего момента при перегрузки силового агрегата и автоматической увеличение подачи топлива при запуске двигателя. Насос устанавливается на проставке картера маховика двигателя при помощи четырех шпилек и фланца. Направление вращения вала насоса — правое.

Топливный насос трактора Т-150

Топливный насос трактора Т-150: 1 — ступица регулятора; 2 — муфта регулятора; 3 — груз регулятора; 4 — рычаг корректора; 5 — ось серьги пружины; 6 — ось основного рычага; 7 — рычаг основной; 8 — крышка с корректором; 9 — шток корректора; 10 — корпус корректора; 11 — пружина корректора; 12 — винт корректора; 13 — ограничитель, 14 — пружина регулятора; 15 — валик рычага управления; 16 — винт «стоп»; 17 — крышка регулятора верхняя; 18 — сапун; 19 —шестерня промежуточная; 20 — секция высокого давления; 21 — кольцо уплотнительное; 22 — толкатель; 23 — пробка уровня масла; 24 — фиксатор верхней тарелки пружины; 25 —крышка передняя; 26 — штуцер высокого давления; 27 — рычаг управления; 28 — насос топливоподкачивающий; 29 — пробка слива масла; 30 — валик кулачковый; 31 — крышка; 32 — корпус насоса; 33 — ролик толкателя; 34 — шестерня коническая ведущая; 35 —штифт; 36 — валик регулятора; 37 — пружина демпферная; 38 — шестерня коническая ведомая; 39 — шайба блокировки вала регулятора; 40 — валик эксцентриковый.

При помощи шестерни, входящая в зацепление с шестерней распред вала, осуществляется привод насоса. На шестерне привода предусмотрено два кулачка входящие в пазы текстолитовой шайбы. В два остальных паза входят кулачки ведущей полумуфты автомата, служащего для изменения угла опережения впрыска топлива. Автомат изменения угла размещается на переднем носке кулачкового вала насоса. Тахоспидометр, при помощи двух шпилек, крепится к задней стенке корпуса насоса. На тракторах Т-150К и Т-150 устанавливаются разные редукторы тахоспидометра.

Смазка топливного насоса

Смазка топливного насоса — автономная. На двигателях, изготовленных до сентября 1973 г., топливные насосы имеют циркуляционную смазку. При этом варианте смазка в насос подается по трубке, которая одним концом подсоединена штуцером к опоре шестерни вместо болта (заглушки), а вторым концом — к месту, где устанавливается сапун. Масло из насоса сливается в полость проставки через зазор в месте выхода носка кулачкового вала. В этом исполнении сальник не устанавливается, крышка подшипника имеет другую конструкцию.

Как работает насос-дозатор

При вращении кулачкового вала плунжеры совершают возвратно-поступательное движение. Нагнетательный ход происходит при набегании кулачка на ролик толкателя, а ход всасывания — под действием возвратной пружины. Кроме того, плунжеры от вала регулятора через промежуточные шестерни и зубчатые втулки получают вращательное движение, выполняя при этом роль распределителей топлива по цилиндрам. Таким образом, топливо подается под давлением в цилиндр двигателя в требуемом количестве, в определенное время и в заданной последовательности.

Привод вала регулятора осуществляется от кулачкового вала через конические шестерни. Ступица грузов связана с валом регулятора через демпферную пружину. В случае выхода из строя пружины ступица переводится на жесткий упор штифтом.

Изменение количества подаваемого топлива производится осевым перемещением дозатора по плунжеру, что осуществляется регулятором через систему рычагов. Режим работы двигателя устанавливается поворотом валика рычага управления насосом, связанного через пружину регулятора и рычажную систему с дозаторами.

Увеличение подачи топлива при запуске двигателя достигается автоматически дополнительным ходом дозаторов под действием пусковой пружины, перемещающей рычаги в положение, соответствующее максимальной подаче. Для увеличения цикловой подачи топлива при перегрузке двигателя применен пружинный корректор. Величина и характер коррекции подачи топлива определяются ходом штока, жесткостью и предварительным
натягом пружины.

Выключение подачи топлива происходит принудительно — рычагом управления насосом или регулятором при достижении предельного числа оборотов. В обоих случаях перемещение рычажной системы вызывает смещение дозаторов в крайнее нижнее положение.

Техническое обслуживание насоса-дозатора

Техническое обслуживание топливного насоса трактора Т-150 состоит в периодической проверке угла начала подачи топлива, наличия смазки и регулировке насоса. В насосе с автономной смазкой при техническом обслуживании № 2 производят замену смазки: сливают старую смазку, промывают полость дизельным топливом и заливают 120 см3 свежего масла. Одновременно прочищают отверстия в сапуне насоса и промывают его набивку. При циркуляционной смазке периодически проверяют поступление масла к насосу, отсоединяя маслоподводящую трубку.

При исправной системе подачи смазки из трубки происходит непрерывное капельное истечение масла. По причине потери уплотнения втулки плунжера возможно перетекание топлива в систему смазки. В результате повышается уровень масла в картере двигателя. В этом случае топливный насос следует снять и сдать в мастерскую для замены уплотнительных колец.

Топливный насос снимают для проверки и подрегулировки на стенде, если двигатель при исправных форсунках заметно снизил мощность, работает с дымным выхлопом. Обычно такую операцию приурочивают к сезонному техническому обслуживанию или техническому обслуживанию № 3.

Когда снимается топливный насос, прочищают штуцер подвода смазки к автоматической муфте изменения угла опережения впрыска топлива. Штуцер прочищают проволокой диаметром 1—1,5 мм. Перед снятием насоса следует выставить поршень первого цилиндра в положении ВМТ на такте сжатия, заметить взаимное расположение метки на фланце насоса и деления лимба на проставке.

Отсоединив топливные трубки, на штуцеры насоса навертывают гайки-колпачки (имеются в ЗИПе двигателя) для предупреждения загрязнения каналов.

Как проверить угол начала подачи топлива

Угол опережения начала подачи топлива — 26+2° до ВМТ.

  • Последовательность его проверки:
    отсоединить топливную трубку первого цилиндра от штуцера и установить стеклянную капиллярную трубку — мениск;
  • прокачать топливную систему насосом ручной прокачки топлива до исчезновения пузырьков воздуха в топливе, выходящем из мениска;
  • снять колпак на правой головке цилиндров и, наблюдая за клапанами первого цилиндра, рукояткой механизма дублирующего пуска проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока не закроется впускной клапан первого цилиндра;
  • нажать на стержень указателя ВМТ, расположенный на картере маховика, и продолжать вращение коленчатого вала до тех пор, пока стержень не войдет в лунку на маховике;
  • снять крышку с лючка на картере маховика, закрепить болтом стрелку, конец которой подвести к риске ВМТ на маховике;
  • продолжать вращение коленчатого вала.

На втором обороте внимательно следить за уровнем топлива в мениске. В момент резкого подъема топлива прекратить вращение вала. Это положение соответствует началу подачи топлива, а стрелка на лючке укажет, при какой величине угла происходит начало подачи; каждое деление на лимбе маховика соответствует 1º поворота коленчатого вала. Если угол отличается от указанного выше, его следует поправить: по делениям на лимбе маховика определить, на сколько градусов следует изменить угол в сторону увеличения или уменьшения; после этого ослабить гайки крепления топливного насоса к проставке; заметить, с каким делением на лимбе проставки совпадает метка на фланце насоса.

Каждое деление лимба соответствует 2° поворота коленчатого вала. Для увеличения угла подачи топлива топливный насос следует поворачивать по часовой стрелке на соответствующее число делений, для уменьшения — против часовой стрелки; после поворота на соответствующий угол закрепить насос и повторить проверку угла по мениску в той же последовательности.

Метки:

Добавить комментарий