Компрессор (турбина) трактора Т-150

Октябрь 15, 2017 Система питания

Компрессор (турбина) трактора Т-150 состоит из центробежного компрессора и радиальной центростремительной турбины, служит для наддува воздуха в цилиндры двигателя за счет энергии выпускных газов. В результате принудительной подачи воздуха в цилиндры увеличивается воздушный заряд. С увеличением воздушного заряда обеспечивается эффективное сгорание увеличенной дозы топлива и тем самым достигается повышение мощности двигателя по сравнению с тем, когда на двигателе нет турбокомпрессора и воздух поступает под действием разрежения в цилиндре при такте всасывания.

Компрессор т 150 располагается в развале блоков цилиндров и крепится четырьмя шпильками на крышке ресивера фланцем корпуса турбины. Между фланцем турбины и крышкой ресивера установлена железоасбестовая прокладка, снижающая интенсивность теплового потока от турбины к крышке ресивера.

К среднему корпусу на восьми шпильках крепится корпус компрессора. Для уплотнения стыка в кольцевую канавку установлены резиновое кольцо и прокладка из паронита. Корпус компрессора — литой из алюминиевого сплава, имеет входной патрубок и спиральный канал (улитку) с выходным патрубком. Внутри к корпусу четырьмя шпильками через паронитовую прокладку прикреплена алюминиевая вставка, в которой выполнен лопаточный диффузор.

Компрессор (турбина) трактора Т-150

Компрессор (турбина) трактора Т-150: 1 — выходной патрубок компрессора; 2 — прокладка вставки компрессора: 3 — вставка компрессора; 4 — колесо компрессора; 5 — штифт; 6 — гайка; 7 — маслоотражатель; 8 — кольца уплотнительные; 9 — диск уплотнения: 10 — корпус компрессора; 11 — кольцо
стопорное; 12 — уплотнительное резиновое кольцо; 13 — средний корпус; 14 — фиксатор подшипника; 15 — вал ротора; 16 — прокладка экрана; 17 — диск уплотнения турбины; 18 — кожух тепловой защиты турбины; 19 — корпус турбины; 20 — вставка турбины; 21 — колесо турбины; 22 — втулка уплотнения; 23 — экран; 24 — кольца уплотнительные выхлопной трубы; 25 — сопловой венец; 26 — втулка подшипника; 27 — уплотнительное кольцо; 28 — прокладка корпуса компрессора; 29 — фланец крепления турбокомпрессора.

Вставка вместе с каналом улитки и колесом компрессора образует проточную часть для подачи воздуха в ресивер двигателя. Входной и выходной патрубки компрессора имеют шланговые соединения, первый с воздухоочистителем, второй — с крышкой ресивера.

К противоположному фланцу среднего корпуса восемью шпильками крепится корпус турбины. Проточная часть турбины образована корпусом, вставкой, сопловым венцом и колесом. Корпус турбины — чугунный, имеет два входных патрубка, соединенные сильфонными компенсаторами с выпускными коллекторами правого и левого ряда цилиндров, а также фланец для крепления турбокомпрессора.

На выходном патрубке вставки турбины имеются две канавки, в которые установлены компрессионные кольца (двигателя Д-50) для уплотнения в соединении с выхлопной трубой.

В центральной бобышке среднего корпуса установлен бронзовый подшипник типа «качающаяся втулка», в которой вращается ротор турбокомпрессора. Подшипник установлен в бобышке с некоторым зазором. Слой смазки в зазоре между втулкой и бобышкой образует упругую подвеску. Втулка подшипника фиксируется в бобышке деталью, в которой выполнен канал для подвода смазки к подшипнику.

Ротор турбокомпрессора состоит из вала, колеса турбины и колеса компрессора. Колесо турбины отлито способом точного литья из жаропрочной легированной стали и приварено к валу. Колесо компрессора отлито из алюминиевого сплава и закреплено на валу с помощью шпоночного соединения и гайки.

Полости компрессора и турбины со стороны подшипникового узла имеют контактные газомасляные уплотнения. Уплотнение со стороны компрессора состоит из диска, который по наружному торцу уплотняется в расточке среднего корпуса резиновым кольцом, а по внутреннему диаметру — уплотнительными кольцами. Диск стопорится в среднем корпусе стопорным кольцом. Уплотнительные кольца — чугунные, разрезные, установлены в кольцевые канавки маслоотражателя, плотно посаженного на валу ротора.

Уплотнение со стороны турбины осуществляется диском, экраном с прокладкой и уплотнительными кольцами, установленными в канавки втулки, которая напрессована на вал ротора. Экран с прокладкой зажимается между средним корпусом и корпусом турбины.

Надежная работа уплотнения имеет важное значение для работоспособности турбины трактора т 150. Из-за проникновения масла в полость компрессора загрязняется проточная
часть компрессора, снижается его производительность и в результате может туго проворачиваться колесо. Просачивание масла в полость турбины приводит к повышенному
нагарообразованию, нагар заполняет зазоры, отчего затирается колесо турбины (заклинивается).

Ротор в сборе с втулкой уплотнения, маслоотражателем, шпонкой, гайкой и замковой шайбой подвергается динамической балансировке. Точность балансировки — 0,2 гсм. Качеству балансировки придается особое значение, так как рабочая скорость вращения ротора составляет 40 000 об/мин.

Как работает компрессор (турбина) трактора Т-150

Выхлопные газы из цилиндров двигателя под давлением поступают через выхлопные коллекторы в проточную часть турбины. Из соплового аппарата, расширяясь, они устремляются на лопатки рабочего колеса турбины и заставляют вращаться ротор. Из турбины газы выходят в атмосферу через выхлопную трубу. Колесо компрессора всасывает воздух через воздухоочиститель, сжимает его и подает под давлением во впускной ресивер, откуда воздух под избыточным давлением 0,5—0,6 кгс/см2 направляется в цилиндры двигателя.

Смазка к подшипнику турбокомпрессора поступает из главного распределительного канала, предварительно проходя дополнительную фильтрацию в фильтре сетчатого типа, расположенном с правой стороны блок-картера. Подающий маслопровод присоединяется к фиксатору. Отводится масло через отверстие в среднем корпусе по трубке.

Техническое обслуживание компрессора

Работу турбокомпрессора периодически проверяют путем прослушивания по звуку во время работы и по времени выбега ротора при остановке двигателя. При нормально работающем турбокомпрессоре прослушивается характерный звук высокого тона, а после вывода двигателя на режим максимальных холостых оборотов и выключения подачи топлива вращение ротора прослушивается не менее 5 секунд.

Появление дымного выхлопа двигателя на всех режимах работы, заметное снижение мощности, тугое вращение ротора являются признаками загрязнения проточных частей турбины и компрессора. Поэтому периодически промывают проточные части и газомасляные уплотнения. Частота промывки турбокомпрессора зависит от условий эксплуатации, степени запыленности воздуха, качества масла и его фильтрации, режима эксплуатации, температуры окружающего воздуха. При средних условиях эксплуатации периодичность разборки турбокомпрессора для ревизии и промывки— 2000 моточасов.

Как разобрать компрессор трактора Т-150

Разборку турбокомпрессора производят в мастерской, обеспечивая надлежащую чистоту рабочего места и отсутствие пыли. Отвернув восемь гаек на шпильках, снимают корпус компрессора вместе с вставкой. Отвернув следующие восемь гаек, снимают корпус турбины вместе со вставкой и сопловым венцом.

Осматривают проточные части и колеса компрессора и турбины, при необходимости промывают их дизельным топливом с помощью волосяной щетки. Проверяют свободу вращения ротора. Ротор должен свободно и легко вращаться. Если вращение тугое, снимают ротор и детали уплотнения. Расконтрив гайку, свинчивают ее. Снимают с вала колесо компрессора, затем с противоположной стороны вынимают вал с колесом турбины.

Очищают и промывают уплотнительные кольца и остальные детали, на которых имеется налет грязи или нагара, добиваясь свободного перемещения уплотнительных колец в канавках втулок.

После промывки деталей сборка проводится в обратном порядке. Установив ротор в подшипник и надежно закрепив на валу колесо компрессора гайкой с замковой шайбой, заливают в подшипник через фиксатор чистое дизельное масло (30 г) и проверяют вращение ротора. Он должен вращаться легко и плавно. Положение соплового венца на вставке турбины фиксируется штифтом, которым определяется только одно возможное положение соплового венца по отношению к корпусу турбины.

При разборке и сборке не следует ударять молотком или другим инструментом по деталям турбокомпрессора, ставить средний корпус с собранным ротором на торец колеса турбины или компрессора. Для установки среднего корпуса необходимо иметь деревянную или металлическую подставку.

Метки:

Добавить комментарий