КШМ трактора Т-150: поршень, коленвал, маховик

Март 7, 2017 Двигатель

Кривошипно-шатунный механизм трактора Т-150 служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Устройство

Основными деталями кривошипно-шатуиного механизма являются: поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны, коленчатый вал и маховик.

Поршень отлит из алюминиевого сплава. В днище его находится тороидальная открытая камера сгорания. Верхняя часть поршня конусная, а юбка — овально-конусная.
В верхней части поршня выполнено четыре канавки, в которые установлены кольца: в первые три — компрессионные, в четвертую —маслосъемное. Для отвода масла в четвертой канавке и под канавкой имеются отверстия. В двух бобышках расточены отверстия под поршневой палец, ось которого смещена относительно оси поршня на 3 мм в сторону вращения коленчатого вала. Для подвода масла к поршневому пальцу в бобышках поршня выполнены отверстия.

Кривошипно-шатунный механизм: 1 — шкив коленчатого вала; 2 — шестерня приводя масляного насоса; 3 — вал коленчатый; 4 — шатун; 5 — втулка верхней головки шатуна; 6 — поршень; 7 — кольцо стопорное; 8 — палец поршневой; 9 — поршень; 10 — кольцо поршневое маслосъемное; 11 — кольца поршневые компрессионные; 12 — вкладыши коренных подшипников верхние; 13 — полукольца упорные; 14 — маховик; 15 — гайка; 16 — фланец крепления маховика; 17 — маслоотражатель; 18 — шестерня привода газораспределения; 19 — масляная полость шатунной шейки; 20 — крышка нижней головки шатуна; 21 — вкладыш шатунного подшипника нижний; 22 — противовес; 23 — маслоотражатель.
Поршни комплектуются по массе и размеру юбки. Разность масс поршней в одном комплекте должна быть не более 7 г. Поршни по наружному диаметру юбки сортируются на две группы (Б и М). При установке на дизель гильзы и поршни должны быть одной размерной группы.

Маркировка группы по размеру диаметра юбки и масса поршня нанесены клеймом на донышке поршня (рис. 15). Размеры и маркировка поршней и гильз приведены в данной таблице.

Компрессионные кольца выполнены из высокопрочного чугуна и имеют трапецевидную форму сечения. Верхнее кольпо по наружному диаметру хромировано, второе кольцо имеет конусную рабочую поверхность (минутное), нижнее — скребкового типа. Маслосъемное поршневое кольцо — скребкового типа и состоит из трех элементов: верхнего и нижнего колец, изготовленных из специального чугуна и хромированных по наружному диаметру, и стального радиального расширителя. Верхнее кольцо в отличие от нижнего имеет на торцевой поверхности прорези для прохождения масла.

Расположение меток на деталях кривошипно-шатунного механизма: 1 — место клеймения массы шатуна; 2 — место клеймения массы поршня: 3 — место клеймения размерной группы поршня; 4 — место клеймения знака OTK; 5, 6 — метки для определения положения поршня при сборке его с шатуном; 7 — место клеймения комплектности шатуна с крышкой; 8 — место клеймения группы гильзы цилиндра; 9 — место нанесения маркировки коленчатого вала.
Замки всех колец прямые. Установка колец на поршень производится, как указано на рисунке ниже, в порядке, обратном их снятию с поршня, то есть начиная с маслосъемного кольца. При установке маслосъемного кольца скос на верхнем и нижнем кольцах должен быть обращен в сторону донышка поршня. Для предотвращения прорыва газов замки колец должны быть разведены в противоположные стороны, но не должны располагаться против отверстий под поршневой палец.

Схема установки колец на поршень трактора Т-150: 1 — кольцо компрессионное верхнее; 2 — кольцо компрессионное второе; 3 — кольцо компрессионное нижнее; 4 — кольцо верхнее маслосъемное; 5 — кольцо нижнее маслосъемиое; 6 — расширитель радиальный маслосъемного кольца.

В запчасти поршневые кольца поставляются комплектно. Комплект колец на один дизель имеет маркировку на упаковке 60—03006.01. Поршневой палец полый, плавающего типа, изготовлен из хромо-никелевой стали. Наружная поверхность цементирована и полирована. От осевого перемещения в бобышках поршня палец удерживается двумя стопорными кольцами.
Шатун — с двутавровым сечением стержня, штампованный из хромистой стали. В верхнюю головку его запрессована бронзовая втулка. Расточка постели в нижней головке шатуна под вкладыш производится в сборе с крышкой. Поэтому шатун и нижняя крышка его заклеймлены одинаковыми номерами от 1 до 999, набитыми на торцевой площадке. Кроме того, шатуны комплектуются по массе. Разность масс шатунов в одном комплекте должна быть не более 14 г. Место клейма комплектности шатуна с крышкой и обозначение массы его указаны на рисунке выше.
Нижняя головка шатуна имеет плоский косой разъем. Фиксация крышки относительно шатуна производится двумя штифтами, запрессованными в тело шатуна и входящими в паз крышки.

Шатунные вкладыши сталеалюмнииевые. Для лучшей приработки покрываются приработочным слоем. Верхний и нижний вкладыши взаимозаменяемы. По диаметру вкладыши изготовляются двух размеров в соответствии с двумя номинальными диаметрами шатунных шеек коленчатого вала. Предусмотрено также четыре ремонтных размера. В запчасти вкладыши поставляются комплектно. Комплект шатунных вкладышей имеет маркировку на упаковке А23 01-91—60А.

Коленвал трактора Т-150

Коленчатый вал — стальной, штампованный, имеет четыре коренных и три шатунных шейки. Шатунные шейки расположены под углом 2,04 рад (120°). Коленчатые валы изготовляются и устанавливаются на дизеле двух производственных размеров (номиналов). Размеры коренных и шатунных шеек и соответствующая маркировка коленчатого вала, которая выбивается на первой щеке, приведены в таблице ниже.

Для улучшения очистки масла, а следовательно, и уменьшения износа шатунных подшипников в шатунных шейках имеются полости для дополнительной центробежной очистки.
Осевое усилие коленчатого вала воспринимается четырьмя сталеалюминневыми полукольцами, установленными в расточке блок-картера и крушке четвертого коренного подшипника.

Щеки вала выполнены заодно с противовесом. Кроме того, еще один противовес  установлен на переднем носке коленчатого вала. Здесь же установлена шестерня привода масляного насоса и маслоотражатель, закрепленные гайкой с замковой шайбой. На конусную часть переднего конца вала на сегментной шпонке установлен и закреплен храповиком шкив привода компрессора и вентилятора. На заднем конце вала напрессована шестерня привода газораспределения. К торцу заднего конца вала болтами присоединен фланец для установки маховика.

Коленчатый вал динамически балансируется в сборе с шестернями, передним противовесом и технологическими грузами, заменяющими массы шатунно-поршневого комплекта и противовеса, выполненного заодно с маховиком, с точностью 0,007 Нм (70 гс. см).

Маховик трактора Т-150

Маховик литой чугунный. На него напрессован стальной венец, с которым входит в зацепление шестерня-бендикс пускового двигателя. Устанавливая маховик на фланец коленчатого вала, необходимо совместить его отверстия с двумя штифтами по меткам, нанесенным на маховике и на фланце. Маховик сбалансирован статически в динамическом режиме с точностью до 0.006 Нм (60 гс. см).

Метки: , , , , ,

Добавить комментарий