Двигатель СМД-62 трактора Т-150: устройство и характеристики

Март 6, 2017 Двигатель

На трактор Т-150 устанавливается шестицилиндровый, четырехтактный, V-образный дизельный двигатель СМД-62 оснащенный турбонаддувом, жидкостной системой охлаждения и непосредственным впрыском топлива.

Двигатель состоит из блок-картера, кривошипно-шатунного механизма (КШМ), двух головок цилиндров, системы охлаждения и смазки, механизма газораспределения (ГРМ), систем питания воздухом и выпуска отработавших газов, а также включает узлы и агрегаты редуктора и пускового двигателя.

Цилиндры двигателя размещаются под углом 90º (1,53 рад) в два ряда и выполнены в едином блоке наряду с верхней частью картера. Топливный насос высокого давления (ТНВД) распределительного типа, оснащенный механическим всережимным регулятором, установлен в задней части двигателя и имеет привод от газораспределительного механизма. Для очистки топлива используются два фильтра: один для тонкой очистки, а второй — для грубой очистки. Для очистки воздуха, подающегося в цилиндры, применяется воздухоочиститель на основе бумажных фильтрующих элементов. Полнопоточная масляная центрифуга используется для очистки и фильтрации масла. Водяной насос центробежного типа (помпа) с вентилятором и компрессор оснащены ременным приводом от шкива на переднем носко коленвала, а привод генератора осуществляется от шкива на помпе.

Двигатель СМД-62 трактора Т-150

Двигатель СМД-62 трактора Т-150

Двигатель трактора Т-150

Для запуска двигателя СМД-62 служит одноцилиндровый бензиновый пусковой двигатель, передача вращения от которого к маховику двигателя осуществляется посредством одноступенчатого редуктора. Для снижения уровня шума двигателя оборудован глушителем отработавших газов. На двигателе предусмотрены места для монтажа датчиков температуры воды и давления масла, а также датчика, сигнализирующего об аварийном давлении масла.

Цикл работы двигателя происходит в течении двух оборотов коленвала и состоит из четырех тактов: впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск. Такт впуска предполагает движение поршня от верхней мертвой точки к нижней при этом в освободившийся цилиндр поступает свежий воздух. При движении поршня от нижней мертвой точки к верхней (выпускной и впускной клапаны закрыты) воздух сжимается, вызывая повышение собственной температуры. По истечению такта сжатия, форсунка впрыскивает топливо в камеру в поршне. Распыленное и смешанное с горячим сжатым воздухом, топливо воспламеняется образуя давление в камере сгорания. Во время сгорания топлива образуются газы, которые расширяясь давят на днище поршня, в следствии чего поршень начинает движение к нижней мертвой точки и при помощи шатуна передает усилие на кривошип коленвала, вынуждая его совершать вращения. Во время движения поршня в конце рабочего хода, происходит открытие выпускного клапана и отработавшие газы выталкиваются поршнем из цилиндра — происходит такт выпуска.

Фазы газораспределения СМД-62

Порядок работы цилиндров двигателя СМД-62 такой: 1-4-2-5-3-6. Для наилучшего хода рабочего процесса закрытие и открытие выпускного и впускного клапанов не совпадают с положением поршня в мертвых точках (смотрите фазы газораспределения). Запаздывание закрытия и опережение открытия впускного клапана создает лучшие условия для наполнения цилиндра свежим воздухом, а выпускного клапана — наиболее полное удаление выхлопных газов из цилиндра двигателя.

Блок-картер и головка цилиндров

Блок-картер является основной деталью двигателя, представляющей собой чугунную отливку, которая объединяет два блока цилиндров, размещенных V-образно под углов 90 градусов, и верхнюю часть картера коленвала. Поперечные перегородки в нижней части блока создают приливы, используемые для установки коленчатого вала. Для поддержания соосности коренных подшипников, расточка постелей в блоке двигателя СМД-62 осуществляется в сборе с крышками с одной установки. По отношению к боковым посадочным поверхностям, ось крышек имеет смещение на 2 миллиметра — благодаря этому во время сборки поворот крышки не допускается. Для исключения перестановки крышек с одной опоры на другую на них имеются номерные обозначения идущие по порядку: 1, 2, 3 и 4. Такие же номера имеются на нижней плоскости блока-картера.

Вкладыши коренных подшипников изготовлены из сплава алюминия и стали. Диаметр вкладышей коренных подшипников имеет два размера, соответствующих номиналам коленчатого вала — Н1 или Н2.

Съемные гильзы цилиндров «мокрого типа» выполнены из специального чугуна. Внутренняя поверхность гильз подвержена закалке токами высокой частоты. По своему внутреннему диаметру гильзы делятся на две группы — малую (Н) и большую (Б). На торце бурта гильзы находится маркировка группы. На двигателе СМД-62 устанавливаются гильзы одной размерной группы.

Схема двигателя СМД-62

Схема двигателя СМД-62

Блок-картер двигателя трактора Т-150 с передней крышкой и картером маховика и головка цилиндров: 1 — блок-картер; 2 — крышка передняя; 3 — прокладка; 4 — головка цилиндров; 5 — окна выпускные; 6 — крышка ресивера; 7 — картер маховика; 8 — щит; 9 — гильза цилиндра; 10 — крышки коренных подшипников; 11 — болт специальный.

Головка цилиндров

Головка цилиндров отлита из чугуна и выполнена, как одно целое с клапанной коробкой. Для уплотнения плоскости разъема между блоком цилиндром и головкой размещена прокладка. Головки цилиндров можно взаимозаменять. На головках цилиндров размещается механизм клапанов. На нижней плоскости головки, напротив каждого цилиндра, предусмотрены по две цилиндрических расточки для монтажа выпускного и впускного клапанов. В расточках установлены седла изготовленные из никелевого сплава. Седла впускных клапанов имеют ширму, при монтаже седла в головку она должна располагаться относительно оси клапана. Утопание тарелок впускных клапанов относительно нижней плоскости головки должно составлять 0,25-0,75 мм, а впускных — 0,45-0,95 миллиметра.

Технические характеристики двигателя СМД-62 трактора Т-150

Марка СМД-62
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 128 (175)
Эксплуатационная мощность, кВт (л.с.) 121 (165)
Номинальная частота вращения, об/мин 2100
Минимальная устойчивая частота вращения на холостом ходу, не более об/мин 800
Максимальная частота вращения на холостом ходу, не более об/мин 2280
Удельный расход топлива на режиме номинальной мощности, не более г/л.с.ч 238 (175)
Удельный расход топлива на режиме эксплуатационной мощности, не более г/кВт.ч (г/л.с.ч) 248 (182)
Давление масла в главной магистрали смазочной системы дизеля при установившемся режиме работы и температуре охлаждающей жидкости 80–95°С МПа (кгс/см2):
— при номинальной частоте вращения
— при минимальной устойчивой частоте вращения холостого хода, не менее
0,3–0,55 (3–5,5) 0,1 (1,0)
Система пуска СМД-62 Пусковой двигатель П-350 с дистанционным запуском
Масса двигателя конструктивная по ГОСТ 20000, кг 950–1100

Метки: ,

Добавить комментарий